Финансовая помощь ЕС Испании и Португалии
Год назад, во время вступления в ЕС 10 новых членов, сторонники расширения неоднократно приводили примеры Испании и Португалии, которым финансовая помощь Брюсселя позволила добиться значительного экономического прогресса. Ренвик Маклин, журналист International Herald Tribune, сравнивая их между собой, пришел к выводу, что эти два примера в одну кучу сваливать не стоит. Если опыт Испании новым членам ЕС действительно стоит перенимать, то в случае с Португалией полезнее будет учиться на ее ошибках.
20 лет назад, на момент вступления в ЕС, эти две страны имели много общего, и не только с географической точки зрения. Очень бедные (по крайней мере, по меркам ЕС), еще не вполне оправившиеся от последствий диктаторских режимов, имеющие несбалансированную экономику, и Испания, и Португалия финансовую помощь из Брюсселя, в полном соответствии с азбукой экономического процветания, дружно начали тратить на строительство дорог, модернизацию портов — одним словом, на инфраструктуру. Португальцы на эти цели израсходовали 90 % всех брюссельских денег, испанцы — 70. При этом сейчас испанская инфраструктура признана «первоклассной», а вот португальская требует очередной оптимизации.
Как показал более детальный анализ, в Португалии деньги на решение транспортных проблем выделялись непродуманно, большей частью под давлением местных жителей (читай — избирателей), требовавших прокладки новой дороги к своему городу или селу. В Испании же вначале была разработана стратегия развития национальной инфраструктуры, которая была призвана связать бедный юг с богатым столичным регионом, а также интегрировать испанскую транспортную систему в общеевропейскую. Успешное решение этих задач создало предпосылки для расширения многих видов бизнеса в бедную Андалузию, основным преимуществом которой была дешевая рабочая сила. Это, в свою очередь, привлекло значительные инвестиции, что и послужило основой для стабильного экономического роста. Попутно шло сокращение государственного сектора.
Португалия же, по мнению местных аналитиков, брюссельские деньги тратила менее продуманно, а с точки зрения зарубежных экспертов — и просто разворовывала. В результате сейчас дефицит ее бюджета оценивается в 6 - 7 % ВВП, а зарплаты госслужащих затягивают на 15 % ВВП. После вступления в ЕС Португалия уже дважды оказывалась под угрозой санкций за нарушение фискальной дисциплины, тогда как Испанию Брюссель не упускает случая поставить в пример другим европейским экономикам.
Сейчас Хосе Сократ, в феврале избранный премьер-министром Португалии, обещает провести те реформы, деньги на которые его страна исправно получала с 1986 года. Правда, теперь их проводить гораздо сложнее: экономика находится на спаде, да и щедрые брюссельские фонды будут направляться уже не столько в Португалию, сколько в более бедные страны Центральной и Восточной Европы. Впрочем, по мнению большинства аналитиков, это уже проблемы самой Португалии.
Гораздо важнее в данном случае осознать, что правительства посткоммунистических стран тоже могут, в погоне за симпатиями вечно неудовлетворенного электората, решать сиюминутные проблемы, не ставя перед собой стратегические задачи. Как этого избежать — решать не только Варшаве, Праге и иже с ними, но и самому Брюсселю.
zerkalo-nedeli.com, 12.08.05