Пакито Очоа: жизнь и смерть чемпиона
6 ноября 2006 года смерть унесла одного из лучших спортсменов в истории Испании, ставшего символом испанского гонолыжного спорта, – Франсиско Фернандеса Очоа. Его все звали Пакито. Возможно, потому, что страна узнала о нем, когда ему был всего 21 год. В тот день, 13 февраля 1972 года, из далекой Японии прилетела новость о том, что паренек из мадридской деревушки Серседилья завоевал олимпийское «золото» в специальном слаломе, первое и пока единственное завоеванное представителями Испании на зимних Олимпийских играх.
Пако Фернандес Очоа (Francisco Fernández Ochoa, больше известный как Paquito Fernández Ochoa) родился в 1950 году в семье, где было восемь детей. Почти всю свою жизнь он прожил в небольшом поселке Серседилья, расположенном в 60 км от испанской столицы на мадридской возвышенности. Лыжами он увлекся в раннем детстве благодаря тому, что его отец работал на консьержем в горнолыжной школе. В 17-летнем возрасте Пако впервые принял участие в Олимпийских играх, которые проводились в 1968 году в Гренобле. Испанская команда была немногочисленна и к успехам непривыкшая. На тот момент в активе испанского спорта было лишь одно золото, завоеванное на летней Олимпиаде в 1928 году в Амстердаме в конном спорте.
В Гренобле Пакито принял участие в соревнованиях во всех горнолыжных дисциплинах, показав скромные результаты: 38 место в спуске, 38 место в гигантском слаломе и 23 место в специальном слаломе. Руководитель испанской команды Хуан Антонио Самаранч сказал тогда, что нельзя было ожидать чудес. Спорт в Испании в то время находился в зародышевом состоянии. Именно поэтому, когда Пакито четыре года спустя стал олимпийским чемпионом в Саппоро, в один миг из неизвестного паренька он превратился в национального героя. Летом того же года он был знаменосцем испанской команды на Олимпиймких играх в Мюнхене.
Пакито не был обласкан удачей. В Испании ему не было равных, о чем свидетельствуют 39 национальных чемпионских титулов. Но на международной арене он выиграл всего два соревнования: олимпийский спуск в Саппоро и этап Кубка мира в польском Закопане в 1974 году. В том же году он завоевал бронзовую медаль в слаломе на чемпионате мира в Сант-Морице. Были вторые места на отдельных соревнованиях, но получить медаль на Олимпийских играх или чемпионате мира ему больше не удалось. Ближе всего к новому успеху он был на своих последних, четвертых по счету Олимпийских играх в Лейк-Плэсиде в 1980 году, где Пакито стал пятым в комбинированном спуске.
Несмотря на такой вроде небольшой багаж успехов, до сих пор Пакито никто не превзошел, что подчеркивает его исключительность. Более того, в зимних видах спорта у Испании, кроме двух медалей Пакито, есть еще всего одна медаль, бронзовая, завоеванная его сестрой Бланкой в Альбервилле в 1992 году.
После ухода из большого спорта Пакито сотрудничал в качестве комментатора с телеканами «TVE» и «Telecinco», работал тренером, в том числе тренировал короля Хуана Карлоса, открыл два магазина спортивной одежды и инвентаря, работал в Национальном олимпийском комитете, испанской федерации зимних видов спорта, был членом исполнительного комитета Международной федерации горнолыжного спорта. Будучи большим любителем корриды, выступал как тореро на фестивалях корриды. Благодаря своей популярности, он был приглашен к участию в реалити-шоу «Ферма» на телеканале «Антенна 3».
Чуть больше года назад врачи поставили ему страшный диагноз – рак лимфоузлов, после чего он перенес две операции, в январе и августе. Пакито начал угасать физически, но не морально. Он боролся с болезнью, начал ставить себе промежуточные цели, чтобы было к чему стремиться: сначала дожить до дня рождения отца, затем своих детей. Последней его целью было дожить до своего чествования в родном поселке, запланированного на 28 октября.
За время болезни он написал книгу «Жизнь – слалом», которую готовился издать к концу года. «Я участвовал во многих гонках. Одни – выиграл, другие – проиграл, но всегда я отдавал все силы, полностью, как делаю и сейчас», – говорил Пакито, зная, что жить ему осталось недолго. Тем не менее, он пытался не думать о смерти. «Вместо химиотерапии и радиотерапии я выбираю смехотерапию», – пытался поддержать моральный дух своих близких уходящий из жизни чемпион.
28 октября в его родном поселке была открыта статуя: Пакито на пьедестале почета с поднятыми вверх руками празднует свою победу в Саппоро. Сам чемпион смог присутствовать при этом, находясь в инвалидной коляске и пытаясь быть таким, каким был всегда: задорным, жизнерадостным, заражающим энергией, открытым и простым. Таким он и останется в памяти людей...
Открытие статуи чемпиону в Серседилье