Канарский офшор
Особый экономический и налоговый режим имеет автономное сообщество Канарских островов.
Канарский ЭНР обусловлен следующими факторами: географической удаленностью от основных европейских рынков, островным положением, раздробленностью территории, ограниченностью сырьевых ресурсов, с/х угодий, запасов пресной воды.
ЭНР регулируется статьей 138 испанской Конституции, а также закреплен в соответствующих статьях Акта о присоединении Испании к ЕС (12.06.1985) и в автономном статуте Канарских островов. ЭНР обеспечивает льготный режим импортно-экспортных операций через механизм таможенных и налоговых освобождений в рамках специальной (свободной) экономической зоны Канарских островов. Кроме того, на Канарских островах установлена собственная система налогообложения, включающая два основных элемента. К первой группе относится общий косвенный налог, который в определенной степени сопоставим с НДС, и пошлина на производственную деятельность и импорт. Общий косвенный налог относится к разряду государственных налогов, которым облагаются товары и услуги местных предпринимателей и лиц, имеющих частную практику, а также товарный импорт. Пошлина также является государственным косвенным налогом на производство и импорт движимых корпоративных товаров.
Важным элементом ЭНР, относящимся ко второй группе, является комплекс т.н. фискальных стимулов: инвестиционный резерв позволяет сокращать налог на прибыль в случае ее реинвестирования в расширение производства до 90% налогооблагаемой базы (система т.н. фискального зачета); льготы на производство корпоративных товаров направлены на поощрение экспорта собственной продукции, предоставляются в рамках налога на доход корпораций; налоговые вычеты за инвестиции распространяются на инвесторов через механизм сокращения налога на доход корпораций и подоходного налога; инвестиционные стимулы в косвенном налогообложении включают освобождение от налога на передачу собственности и от сборов по оформлению юридических документов, а также от общего косвенного налога на доход корпораций, которые регистрируются или расширяют свою инфраструктуру на Канарских островах; фискальные каникулы. Периодически используемый налоговый стимул, предусматривающий 95% освобождение от всех видов налогообложения для компаний, зарегистрированных в определенный период времени (в последний раз фискальные каникулы были объявлены в декабре 1996 г.). Также 90% налоговое освобождение (налог на доход корпораций) получают судоходные компании, внесенные в специальный регистр и осуществляющие регулярные рейсы между Канарскими островами и материковой частью Испании. Члены экипажей судов указанных компаний освобождены от 50% уплаты подоходного налога, владельцам компаний предоставляется 50% льгота на отчисления в фонд социального обеспечения.
Функционирование свободной экономической зоны Канарских островов регулируется специальным законом 1994 г. Его действие заканчивается 31 декабря 2024 г. Специальный (офшорный) режим Канарских островов является в настоящее время одним из самых привлекательных для иностранных инвесторов на пространстве ЕС. Налог на доход корпораций составляет всего 1% (для сравнения - 30% на материке). По совокупности налоговых льгот и привилегий канарский режим оставляет позади преимущества баскской налоговой системы. В этой связи в последнее время в Брюсселе все чаще раздаются голоса об упразднении этого фискального оазиса в рамках ЕС (особую активность в этом вопросе проявляют немцы). Сторонники этой точки зрения ссылаются на принципы европейской конвергенции и на возможность использования льгот, предоставляемых канарским налоговым спецрежимом для ведения недобросовестной конкуренции. По словам еврокомиссара по вопросам соблюдения правил конкуренции К.Ван Миерта, фискальный режим Канар это не только испанский вопрос, имея в виду необходимость приведения налоговых систем составляющих ЕС регионов к общему знаменателю. Пока эти попытки наталкиваются на жесткую позицию испанского правительства, которое отстаивает в Брюсселе тезис о том, что сохранение специального налогового режима Канарских островов, их особого периферийного статуса - чуть ли не единственный способ поддержания устойчивых темпов социально-экономического развития этой островной территории.