AVE расправляет крылья

В Испании введена в коммерческую эксплуатацию вторая высокоскоростная железнодорожная магистраль, связывающая Мадрид и Лериду.

Громкие дифирамбы, со всех сторон сопровождающие это событие, оказались несколько преувеличенными. Ведь успех во всех отношениях можно назвать половинчатым: и скорость поезда пока недостаточна, и само железнодорожное полотно пока коротковато.

Проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Мадрид-Барселона был разработан еще в середине восьмидесятых — на волне мировой моды на сверхбыстрые поезда. Кроме того, уже к тому времени назрела объективная необходимость быстрого и недорогого сообщения между двумя крупнейшими городами Испании. Однако в силу сверхзатратности таких проектов его реализация увязла и в итоге растянулась на 17 лет. Причем до Барселоны высокоскоростное железнодорожное полотно до сих пор так и не дотянули; пока быстрые поезда ходят лишь до каталонской Лериды.

По данным Министерства развития, длина новой железной дороги составляет 481 км, а на строительство было потрачено 4,5 млрд. евро. Поезд преодолевает это расстояние примерно за 2 ч. 40 мин. До сих пор в Испании была только одна высокоскоростная железнодорожная магистраль, связывающая Мадрид и Севилью. Открытию новой линии было придано такое большое значение, что в первой поездке принял участие сам король Хуан Карлос с королевой Софией. Супруга монарха оценила поездку как «короткую и очень удобную».

Однако на самом деле все обстоит не так прекрасно. Во-первых, как уже сказано выше, до Барселоны скоростные AVE пока так и не ходят. И когда проект будет реализован полностью, остается неясным. Чиновники из Министерства развития сначала пообещали, что это случится в середине 2005 года. Уже создан временный консорциум с составе Alcatel, Dimetronic, Indra и Siemens, который в течение 6 месяцев должен оснастить коммуникациями и специальной транспортной сигнализацией участок путей от Лериды до Барселоны. Но независимые эксперты ставят эти планы под сомнение. А барселонский мэр Жоан Клос даже заявил, что «не стоит давать обещания до того, пока на то нет достаточных оснований». Клос, по его словам, намерен потребовать «от самых высокопоставленных лиц Минразвития подтверждения», что поезда AVE смогут ходить в Барселону в 2007 году. Планы Минразвития пустить AVE до Барселоны в 2005 г. поставил под сомнение и госсекретарь по инфраструктуре Бениньо Бланко. Все это наводит на мысль, что пуск участка от Лериды до Барселоны вряд ли состоится в обещанные Минразвития сроки.

Но даже и на действующем участке от Мадрида до Лериды есть проблемы. Во-первых, скорость высокоскоростных поездов, строго говоря, высокой скоростью не является. Максимальная не превышает 200 км/ч, а средняя — всего 170 км/ч. И это при том, что такие дороги сооружаются в расчете на максимальную скорость - 350 км/ч, а средняя должна быть как минимум 200-220 км/ч. Причина малой скорости высокоскоростной дороги - неполное ее обеспечение транспортной сигнализацией, так называемой ERMTS. С ней поезда могли бы ездить со скоростью 300 км/ч. Впрочем, чиновники из Минразвития уверяют, что уже к середине следующего года ERMTS будет установлена, а скорость в 300 км/ч станет реальностью.

Первых пассажиров новой дороги разочаровало отсутствие возможности пользоваться во время поездки мобильной связью. А ведь доступность мобильника наряду с малым временем в пути является одним из главных конкурентных преимуществ поезда перед самолетом. Строители железной дороги обвинили в отсутствии покрытия сотовых операторов. Операторы же в ответ говорят, что за допуск к железнодорожной инфраструктуре, на которой необходимо монтировать базовые станции, железнодорожники потребовали с них плату. В итоге скандал вроде бы заставил стороны договориться, однако мобильная связь в поездах появится, согласно обещаниям, опять же не раньше середины будущего года.

Недовольство у некоторой части проживающего на пути следования населения вызвал также и тот факт, что новая линия имеет меньше остановок. В зависимости от рейса их число колеблется от одной (в Сарагосе) до семи, в то время как старые поезда Talgo делали восемь остановок.

Несмотря на перечисленные недостатки, за высокую скорость приходится платить. Билеты в зависимости от пункта назначения подорожали на 23-58%. Например, поездка из Мадрида до Лериды на «медленном» Talgo стоит 34,5 евро, а на AVE — 54 евро. Но все равно новые поезда пользуются высокой популярностью. Билеты продаются очень хорошо. Ведь вместо шести часов до Лериды можно доехать всего за два сорок. А когда проект будет полностью закончен и высокоскоростная железнодорожная магистраль протянется от Мадрида через Барселону и на границе с Францией (общая длина будет 855 км) вольется в единую европейскую сеть скоростных дорог, уже имеющаяся популярность AVE только возрастет.

Евгений Говоров 31 октября 2003

1243 просмотра

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!