Самый древний пионер Европы

В пещерах испанской горной цепи Сьерра-де-Атапуэрка палеоантропологи нашли челюсть и зуб предка человека, жившего здесь 1,1-1,2 млн лет тому назад. Это самые древние останки человека, найденные в Западной Европе.

До сих пор считалось, что в Европу древние люди проникли из своей прародины Африки гораздо позже, чем в Азию. "Воротами" в Европу считается Грузия, где вблизи селения Дманиси не так давно были найдены скелеты наших предков, возраст которых 1,7 млн лет.

В Испании ученые нашли неплохо сохранившуюся челюстную кость, зуб, обработанные каменные орудия и кости животных с нацарапанными рисунками. Челюстная кость невелика по размерам и принадлежит, по-видимому, женщине. Найденные в пещерах останки очень похожи на обнаруженные в Дманиси, из чего был сделан вывод, что экспансия древних людей из Грузии происходила не только в Азию, но в Западную Европу. Впрочем, не исключен и альтернативный путь миграции, например через Гибралтарский пролив. Директор Испанского национального центра изучения эволюции человека Хосе Мария Бермудес де Кастро заявил, что эти останки, которым 1,1-1,2 млн лет, являются самыми древними в Западной Европе и принадлежат к выделенному ранее виду Homo antecessor - "человек предшествующий".

Homo antecessor, или "пионер рода человеческого", гипотетически считается предшественником обоих видов человека разумного - неандертальца и кроманьонца. К последнему виду относятся и современные люди, а неандертальцы считались вымершими. Однако совсем недавние генетические исследования показали, что это не так и гены неандертальцев присутствуют, вероятно, в каждом из нас. Сейчас палеоантропологи намереваются найти доказательства видоизменения homo antecessor в homo neandertalensis и в homo sapiens через промежуточную форму homo heidelbergensis ("человек гейдельбергский" - между прочим, каннибал).

Для датировки останков "пионера" были использованы данные по измерению палеомагнетизма (положение магнитных полюсов Земли в древности консервируется в породах), ядерные методы и биостратиграфия (распределение остатков организмов в осадочных слоях). Находка "человека предшествующего" приближает нас еще на один шаг к раскрытию главной загадки - как и зачем у перволюдей появился разум, который с точки зрения выживания и продолжения рода был вовсе не необходим.

Испанские археологи откопали древнейшего предка европейцев

Команда палеонтологов под руководством Эудальда Карбонелля из каталонского Университета Ровира и Виргилии обнаружила в испанском местечке Сима дель Элефанте, что близ города Атапуэрка, останки антропоморфного жителя Западной Европы возрастом 1,1-1,2 млн. лет. Подобная находка свидетельствует о том, что предки Homo sapiens заселили этот регион значительно раньше, чем предполагали учёные. Новые ископаемые останки времён раннего плейстоцена "обогнали" предыдущего европейского рекордсмена, обнаруженного в 1994 году, которому было "всего-то" около 800 тыс. лет. Из-за того что он был таким "молодым", многие антропологи считали, что предки современных людей появились в Западной Европе никак не раньше чем полмиллиона лет назад.

Единственное, что осталось от примитивного гоминина из Атапуэрки, - фрагмент нижней челюсти и несколько зубов. Вернее сказать, это была женщина (по крайней мере, именно на такой вывод учёных наталкивает размеры находки). National Geographiс добавляет, что возраст этого человека на момент смерти составлял примерно 30-40 лет. Судя по найденным в той же пещере простейшим каменным орудиям и костям животных (а также отметинам на них от этих орудий), эти гоминины охотились на животных и поедали их мясо. Это открытие добавляет веса теории о том, что предки современного человека достигли Европы вскоре после того, как покинули Африку (почти 2 млн. лет назад). Возраст самых древних останков человека, найденных за пределами Африки, исчисляется 1,8 млн. лет (окаменелости были обнаружены около посёлка Дманиси в Грузии). Грузинские ископаемые останки принадлежали Homo erectus. Эксперты предполагают, что потомки этих людей заселили Азию.

Вероятно, после Азии некоторые из них вернулись на Кавказ и направились на запад в Европу. Именно такой точки зрения придерживается коллега Карбонелля - Хосе Бермудес де Кастро из Национального центра исследований эволюции человека в Бургосе. Где-то по пути наши предки эволюционировали, и испанскую находку антропологи классифицируют уже как Homo antecessor (человек предшествующий) - вид, который является последним общим предком неандертальцев и Homo sapiens (кстати, к этому же виду отнесли предыдущего древнейшего европейца).

В том, что Карбонелль и его коллеги определили возраст находки правильно, большинство учёных не сомневается. Ведь испанская группа использовала сразу несколько методов: изучила палеомагнетизм, провела изотопный анализ и биостратиграфию самого ископаемого и сопутствующих предметов с места его обнаружения. Впрочем, вполне вероятно, что ещё через год или два антропологи обнаружат новые (возможно, более древние) останки, и картина миграции предков современного человека снова изменится.

izvestia.ru, 28.03.08