Долгое плавание «Таммсааре»
Русские моряки, осужденные в Испании, нуждаются в защите. Газеты, выходящие на русском языке в Испании, в Латвии, уже начали большую акцию в поддержку их освобождения.
Вот они, эти газеты, лежат на моем столе... «Вести Испании» — толстая пачка. Броские заголовки на первых страницах. «Верховный суд Испании отказал в справедливости 15 русским морякам», «Расследование газеты продолжается», «Последняя надежда на нас с вами» и т.д.
Эти газеты привезла из Испании Елена Белышева, жена одного из осужденных моряков. Вместе с ней мы перелистываем эти страницы, и я слушаю ее горький рассказ…
История, в самом деле, трагическая. И кому, как не нам с вами, лучше, может быть, чем многим другим, понять весь ужас положения этих семей — моряков, уже 5 лет сидящих в испанской тюрьме, хотя вина их не доказана, детей, оставшихся без отцов, жен, вынужденных хвататься за любую работу, чтобы заработать на кусок хлеба. Она, эта история, действительно отражает жестокость времени, в котором мы живем, ситуацию, в которой оказалось русскоязычное население после развала страны.
Рыболовный траулер «Таммсааре» входил прежде в состав «Эстрыбпрома». Потом, с обретением независимости, когда многие предприятия стали разваливаться, да и то, что раньше называлось «Эстрыбпромом», оказалось не в лучшем состоянии, был продан. Судя по тому, что рассказывает Елена, ни ее муж, ни другие моряки не знали нового владельца. В море судно вышло под флагом Сент-Винсента и Гренадин.
Всему этому предшествовала довольно длинная история. Экипажу, который составляли моряки из стран бывшего СССР — России, Белоруссии и Эстонии (среди этих последних, лишь один — российский гражданин, у других — серые паспорта), предложили перегнать судно на Запад, произвести к тому же на нем ремонт. Потом предполагалось, что траулер выйдет в море на лов рыбы. Большинство экипажа согласилось остаться на судне. Да и куда им было деваться? Мы ведь знаем, сколь много русских моряков, работавших прежде в Эстонии, нанимаются на иностранные суда, плавают по миру под флагами разных государств.
В Панаме, перед отходом в море всю команду отправили на берег. Двое суток они не могли попасть на свое судно, за ними не присылали катер. А в это время на судне хозяйничали местные рабочие, которые должны были якобы завершить ремонт, произвести работы по корпусу и покраске судна. Это странное обстоятельство потом никак не будет учтено испанским судом. На него предпочтут не обратить внимание. К тому же почему-то не будут представлены судовые документы, в частности, вахтенный журнал, который мог бы доказать присутствие этих рабочих на судне, накладные и т.д. Что сталось с этими документами — вообще неизвестно. Больше того… На запросы адвокатов по поводу этих документов судьи просто ничего не ответили. Но я забегаю вперед...
Ночью, где-то около 2 часов, когда все моряки, свободные от вахт, спали, судно было взято на абордаж испанским спецназом. Случилось это, когда «Таммсааре» находился в 950 милях от Канарских островов. Моряков выволокли из кают, бросили на палубу. Лицом вниз… Как потом сообщали газеты, действия полиции были таковы, что стоили жизни старпому «Таммсааре». Он умер от сердечного приступа прямо на палубе во время этого сумасшедшего досмотра.
В своем письме, опубликованном в одном из номеров «Вестей Испании», моряки уже из тюрьмы, они содержались в 40 км от Мадрида, пишут, что никогда не видели кокаина на своем судне. Между тем, он был обнаружен. По одним данным — 6 тонн, под другим — даже 10... В ходе следствия моряков попытались привязать к колумбийско-испанской наркомафии, но… Не нашли доказательств. Тем не менее их осудили. Всех, кто находился на судне… Приговор суда обрекал их на 10 лет пребывания в испанской тюрьме.
Между тем, в подобной же ситуации, когда американская служба борьбы с наркотиками захватила около побережья Мексики рыболовецкое судно «Звезда Мару» с 13 тоннами кокаина на борту, суд присяжных в штате Калифорния признал невиновными двух российских моряков, входивших в состав экипажа. Суд понял, что вряд ли хозяева сочли возможным сообщить простым матросам, что за груз перевозит «Звезда Мару». В самом деле, можно ли обвинить моряков в том, что они не осмелились сорвать пломбы с контейнеров, чтобы посмотреть, что именно перевозят владельцы на своем судне? И хотя следствие шло долго, в июле этого года российские моряки были освобождены и за счет американских властей отправлены на родину.
Конечно, наркотики — страшное зло, и все, кто причастен к их распространению, должны понести жестокую кару. Но почему должны караться невиновные?
Испанский суд предпочел поступить иначе, чем американский. И хотя вина моряков не была доказана, больше того, если судить по газетным сообщениям, процесс вообще был странным, в суд не был предъявлен ни один документ, который мог бы подтвердить невиновность моряков, они были осуждены — 10 лет содержания в тюрьме и 200 миллионов евро штрафа каждому.
Между тем, в ходе процесса, если опять-таки судить по газетам, выявилось много скандальных подробностей, никак не связанных с русскими моряками. Так, например, за три недели до процесса судьи Национальной судебной коллегии выпустили под чисто символический залог главного обвиняемого и организатора операции с наркотиками, представителя колумбийской наркомафии в Испании Карлоса Руиса Сантамарию под кличкой Эль Негро. Хотя прокурор требовал для него 60 лет тюремного заключения. Эль Негро фактически купил за миллион евро справку у тюремного психиатра о том, что он якобы страдает «депрессивным психозом», и на этом основании был выпущен на свободу. И, естественно, сбежал. А деньги у этого тюремного психиатра потом были найдены. Более того, через неделю судьи — также «по гуманным соображениям» — выпустили из тюрьмы ближайшую помощницу Эль Негро. Были серьезные подозрения, что Эль Негро передал миллион евро в качестве взятки председателю суда.
Словом, в этом процессе было столько неясностей, сомнительных ситуаций, прямых промахов, явной коррупции, что неясно, как считают и газеты, почему так сурово были наказаны именно русские моряки.
Елена Белышева недавно смогла побывать в Испании, добиться свидания с мужем. Она говорит, что этого бы не было, если бы ей не помогли представители российского консульства. Да и вообще, говорит она, там столько людей сочувственно относятся к трагедии моряков, стараются помочь, чем могут, что это трогает до глубины души. Когда на несколько дней они были выпущены из тюрьмы — до рассмотрения их кассационной жалобы Верховным судом — их приютили совершенно незнакомые люди. Очень помог и священник православного прихода в Мадриде. У моряков ведь не было ни денег, ни вещей, ни возможностей для ночлега. Они могли бы, очевидно, сбежать, но не сделали этого, потому что рассчитывали на справедливое отношение к ним, на полное очищение их от всяких обвинений. Но... Они были очень скоро арестованы вновь.
…А в тюрьме Елена мужа не узнала. За эти пять лет в тюрьме он постарел, к тому же тяжко заболел диабетом. Другие члены экипажа тоже, кстати, нездоровы, лишения, несвобода, душевные страдания трагически отразились на них. К тому же у некоторых на родине умерли за это время близкие, у кого-то даже распались семьи. И это, конечно, усугубляет мучения, добавляет душевных страданий.
Не буду скрывать, рассказ Елены было трудно слушать. Обидно, больно за этих людей… «Никто не знает, когда закончится наш рейс» — так написали моряки в своем письме. И если помощь к ним не придет, все ли они выдержат этот немыслимый, этот трагический «рейс»? Хотя обвинены они, очевидно, могли бы быть только в том, что не по своей воле, без их ведома были втянуты в грязную акцию. И как это зачастую бывает, всю вину и всю тяжесть наказания свалили на «стрелочников».
Редакция «Вестей Испании» начала в этой стране большую акцию — сбор подписей в поддержку русских моряков. После решения Верховного суда у них, как пишет газета, осталась одна надежда — помилование, которое им может даровать король Испании по представлению премьер-министра и комиссии по помилованию.
Испанская общественность, говорят журналисты, и лично король Хуан Карлос не раз добивались освобождения своих граждан, находящихся в тюрьмах других стран. В прошлом году, например, монарх убедил власти США смягчить смертный приговор осужденному там испанцу и буквально вытащил его из «коридора смерти».
В своем обращении к читателям журналисты «Вестей Испании» говорят, что надежда у отчаявшихся моряков остается лишь на людей, самых обычных людей в Испании и других странах. Для властей Испании они — преступники, российское государство пока тоже не выручает, эстонские власти — тем более… Остается, как пишут журналисты, только русскоязычная диаспора. Сможем ли мы заступиться за себя, за своих? Или будем ждать, когда беда коснется лишь кого-то из нас? Но тогда защищать будет уже некому… Тогда мы останемся один на один с неблагоприятными, злыми обстоятельствами.
Обращение «Вестей Испании» к королю, к премьер-министру страны уже подписали, кроме сотрудников редакции, духовные лица русской православной церкви в Испании, некоторые ассоциации и работники российских компаний, находящихся в Испании, обычные люди, переселившиеся в эту страну.
К акции «Вестей Испании» присоединились и другие газеты, в частности, еженедельники «Комсомольская правда в Испании», «Европа — Кипр», крупнейшая русскоязычная газета Латвии «Час» и т.д.
Если наши читатели откликнутся на призыв русских журналистов Испании, поддержат семьи наших моряков в их горе, пусть напишут хотя бы короткие письма. Мы передадим их женам моряков, которые с горечью называют себя «вдовами при живых мужьях», для отправки в Москву и в Мадрид, в королевскую канцелярию и для передачи самим морякам, томящимся в тюрьме.
Нелли КУЗНЕЦОВА, "Молодежь Эстонии", 24.09.04