Русская школа в Европе
Константин Ранкс, еще в сравнительно недавнем прошлом рижанин, отбывший затем в Финляндию, а затем в Испанию, задается в «Вестях Испании» вопросами, быть ли русской школе в Испании и как проблема образования соотечественников решается в разных странах. Предлагаем сокращенный вариант из этой статьи.
Создание школы – это сложный процесс, который выходит за рамки поиска подходящего помещения и финансирования работы преподавателей. Это вопрос учебной программы и, что главное, лицензирования школы, то есть признания ее выпускных документов властями страны, в которой она существует. Разумеется, последняя из этих проблем снимается, если учебное заведение является государственным. В случае же частной школы важно и лицензирование ее деятельности государством, и набор достаточного количества учащихся, которое позволило бы содержать это заведение.
Чем плоха ассимиляция
Ассимиляция – это социально-культурный процесс, в ходе которого осознание общности связей с одной национально-культурной группой сменяется идентификацией с другой. Проще говоря, дети русских или украинцев в Испании начинают ощущать себя испанцами в большей степени, чем славянами, теряют родной язык, интерес к образу жизни, традициям, вере своих родителей и более дальних предков.
Как показывает практика, легче всего теряется язык, затем культурные традиции. В последнюю очередь происходит смена веры.
Однако современные психологи отмечают, что ассимилированный человек даже в третьем поколении не может считаться полностью сменившим национальную идентичность. А также что любой международный конфликт с участием исторической родины и страны проживания такого человека приводит к тому, что ему припоминают его происхождение.
Уже доказано, что в современных условиях и для личности, и для государства гораздо выгоднее интеграция, то есть полная адаптация мигранта к условиям жизни в новой стране при условии сохранения его национальной идентичности. Разумеется, при этом необходимо не только знать, но и уважать культуру и традиции народа страны проживания. Практика показывает, что коренное население повсеместно относится лучше к новым согражданам, которые соблюдают это требование, и склонно интегрировать их в свое общество, обогащающееся, в свою очередь, за счет такого пополнения.
С этой точки зрения стремление некоторых родителей как можно скорее «обыспанить» своих детей может быть крайне неудачным. Первоначальный успех при воплощении такого решения грозит со временем обернуться глубокой, на всю жизнь, скрытой душевной травмой.
Требуются ученики
В Испании существует понятие «иностранные школы», в которых обучение ведется по программе того или иного государства и на его языке. Сами испанцы могут учиться только в тех из них, где преподаются язык и культура Испании.
Порядок открытия таких школ и требования к ним определены Королевским декретом 806/93 от 28 мая 1993 года «Об иностранных учебных заведениях в Испании». Этот документ устанавливает общие принципы, вопрос же об открытии конкретной школы решают органы образования той автономии, где она будет находиться. В Аликанте, самой «русской» провинции Испании, это территориальное управление Совета по образованию Валенсийского женералитата (правительства).
Как отметили в управлении, больше всего проблем у вновь создаваемых школ возникает с получением сертификата, подтверждающего, что аттестаты их выпускников будут официально признаваться в той стране, по академической программе которой планируется вести обучение. Такой сертификат, согласно требованиям королевского декрета, должна выдавать дипломатическая миссия соответствующего государства, и иногда на его получение уходят долгие месяцы. Например, учредители американского колледжа в городке Сан-Мигель-де-Салинас ждали от властей США этого документа почти восемь месяцев.
По данным Министерства образования и науки, сейчас в Испании действуют 146 иностранных школ. Восточная Европа в этом списке не представлена вообще.
По мнению Владимира Гусева, директора Центра русского языка и культуры имени А.С.Пушкина в Барселоне, принципиальные возможности для открытия национальной русской школы есть, однако проблема заключается в том, будет ли достаточно учеников, которые станут в ней учиться.