Первые автомобили и первые ПДД

Первые автомобили и первые ПДД

В Испании появились правила дорожного движения

"...автомобиль не должен превышать скорость в 28 км/час, приближаясь к таковой только на ровной малозаселенной местности. В населенных пунктах максимальная скорость - 12 км/час..." 

(Регламент эксплуатации самодвижущихся экипажей, 1900 год)

История автомобилизма в Испании берет начало с круглой даты. В 1900 году первым автолюбителем стал дон Хосе Суреда, проживавший в Санта-Каталина (остров Мальорка), а первой машиной - его "Clement" в две с четвертью лошадиные силы, зарегистрированный 31 октября под государственным номером PM-1. До конца года регистрационный номер успели получить еще два автомобилиста: дон Муньос из Пласенсии, провинция Касерес, и дон Хосе Кордильо из Саламанки.

До начала XX века в стране действовал дорожный регламент от 1867 года, с высоты XXI века выглядящий забавно (вероятно, через сотню лет наши правнуки тоже посмеются над кое-какими пунктами современных ПДД). Тем не менее, он уже содержал ключевые моменты организации дорожного движения, такие, как принцип правостороннего движения и правила обгона. Правда, в те времена любые обгоны с выездом на встречную полосу, были запрещены, за исключением случая, когда водитель обгоняемого транспортного средства остановился, чтобы переменить уставшие лошадиные силы или задать им овса.

Осенью 1900 года вышли первые в истории Испании правила дорожного движения, учитывавшие появление наяву "самодвижущихся экипажей". Для регистрации "железного коня" уже не было достаточно разрешения местного муниципалитета, теперь необходимо было подать прошение гражданскому губернатору провинции, который направлял специального инженера для инспекции автомобиля и вынесения вердикта о пригодности оного к эксплуатации. Вот некоторые из правил того времени.

- Органы, предназначенные для управления самодвижущимся механизмом, должны быть сгруппированы так, чтобы при их использовании водитель не переставал смотреть на дорогу.

-  Должны быть предусмотрены две системы тормозов, каждая с эффективностью, достаточной для остановки экипажа, движимого тягой мотора.

- Для автомобилей с массой более 250 кг требуется наличие механизма, обеспечивающего задний ход.

-  Все автомобили должны иметь клаксон и громко звучащий колокол, каковыми водитель обязан подавать сигналы, предупреждая о своем приближении. Помимо этого, для обозначения автомобиля в ночное время полагается зажечь спереди два фонаря – белого и зеленого цветов, и один сзади, красного цвета.

- Кузов должен иметь табличку с именем производителя автомобиля, модели и серийного номера, именем и адресом владельца и максимально допустимой  нагрузкой на каждое колесо.

- На дорогах ограничение скорости для частного и общественного транспорта составляет 28 и 25 км/час, в городе - 12 и 10 км/час соответственно. Для автомобилей с прицепом максимальная скорость - 15 км/час.

- Покидая автомобиль, водитель обязан обеспечить его неподвижность и принять меры к прекращению шума, издаваемого мотором.

С момента выхода первых ПДД испанский автопарк начал стремительно расти на волне моды на механические диковинки, несмотря даже на их чудовищную стоимость. Цена автомобилей находилась на уровне 15-20 тысяч песет (в наше время это эквивалентно стоимости частного реактивного самолета), и позволить их себе могли тогда, конечно, далеко не все. В 1903 году первое авто появилось в Мадриде, в 1905 - в Барселоне, а два года спустя, 3 декабря 1907 года, вышла новая, значительно дополненная редакция дорожного регламента.

ПДД от 1907 года были уже достаточно прогрессивными. Важнейшим моментом в них стало определение порядка регистрации и техосмотра транспортных средств, а также назначение буквенных сокращений для номерных знаков каждой провинции - стандарт, сохранившийся почти в неизменном виде вплоть до 2000 года. Отныне номерные знаки в виде двух табличек с черным шрифтом на белом фоне полагалось крепить спереди и сзади автомобиля. Правила запрещали парковку в неположенном месте, остановку и разворот на мостах. Водителей обязали уступать дорогу пешеходам (за нарушение полагался штраф в 5 песет). К тому моменту в стране было зарегистрировано уже более 700 автомобилей.

По темпам выдачи номерных знаков можно четко отследить изменения в политической и экономической ситуации в стране. 1920 год стал настоящим бумом в автомобилестроении: в Испании появилось более 12 тысяч новых автовладельцев, против 2 тысяч, зарегистрированных годом раньше. Вплоть до конца 20-х годов число машин неуклонно росло, приближаясь к отметке в 40 тысяч в год. 30-е годы, ознаменованные хаосом и войной, соответствующим образом отразились и на продажах машин. Худшими годами стали 1937 и 1938, когда по всей стране было выдано менее 1500 новых номерных знаков. С возвращением политической стабильности нормализовалась ситуация и на авторынке. К 1960 году общее число выданных номерных знаков перевалило за миллион (имеется в виду общее число машин, зарегистрированных с 1907 года). В 70-х годах ежегодно регистрировалось более полумиллиона машин, а в наши дни эта цифра составляет около 2 миллионов в год.

Любопытные факты

Помимо сокращений от названий провинций, до 2000 года официально действовали следующие литерные обозначения номерных знаков:

Сахара (Эль Ааиун):                                    SHA

Полиция Сахары:                                         GSH

Гвинейские территории Испании:             TEG

Рио Муни (Континентальная Гвинея):       RM

Фернандо Поо (Острова Гвинеи):              FP

Испанская западная Африка:                    AOE

Марокко (Сиди Ифни):                                IF

Испанское Марокко:                                    ME

Ремни безопасности стали обязательным атрибутом для продаваемых в Испании машин с 1 января 1974 года. С того же дня все новые машины обязаны иметь омыватели ветрового стекла.

"Рено 4" белого цвета зарегистрирован в Мадриде под номером M-0000-A 6 октября 1971 года.

"Сеат 600E" цвета граната зарегистрирован в Барселоне под номером B-0000-A 7 октября 1971 года.

Первый номер по евростандарту - 0000 BBB получил "Мерседес SL-230" 1981 года выпуска, перерегистрированный 18 сентября 2000 года в Авиле.

С 1907 по 2000 год было зарегистрировано 29 миллионов машин. Последними "старыми" номерами, выданными в Мадриде и Барселоне, стали M 6814 ZX и B 4819 XG.

Автор: Андрей Грушин

Опубликовано в газете "Комсомольская правда в Испании"

(c) 2004, Ediciones Rusas Mediana, S.L., "Комсомольская правда в Испании"

21 просмотр

Рейтинг: 0 Голосов: 0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!