Монтсеррат Кабалье - всемирная оперная звезда

Монтсеррат Кабалье - всемирная оперная звезда

Великая испанская оперная певицы Монсеррат Кабалье возвращается на сцену после 10-летнего отсутствия. Сегодня в Гранд-театре Де Лисео она исполнит партию Екатерины Арагонской оперы Сен-Санса "Генрих VIII".

"Я рада своему возвращению на сцену, - говорит знаменитая певица, - и вместе с тем немного опасаюсь новой встречи со зрителями, к которым испытываю огромное уважение. Очень хочу выступить успешно".

Монсеррат Кабалье будет петь в театре, где 40 лет началась ее карьера. Кабалье - одна из выдающихся певиц второй половины XX века. Неоднократно бывала в Москве.

Euronews, 03.01.02

74 года назад (1933) родилась Монсеррат Кабалье, испанская оперная певица (сопрано), представительница школы бельканто

После окончания консерватории в Барселоне в1956 году Монтсеррат уезжает в Швейцарию, где поступает в Оперный театр Базеля. В 1959 году она входит в труппу Бременского оперного театра. Международное признание пришло к ней в 1965 году, когда ей предложили заменить американскую певицу Мэрилин Хорн в партии Лукреции Борджиа в нью-йоркском Карнеги Холле. Прослушав первую арию певицы, публика, избалованная выступлениями артистов первой величины, бурно аплодировала ей 20 минут. Монтсеррат Кабалье выступала на лучших оперных сценах мира, в числе которых - Метрополитен-опера, Карнеги Холл, «Ла Скала», Большой театр России, Венская опера, оперные театры Парижа, Рима... . В репертуаре Монтсеррат Кабалье  наряду с традиционными для сопрано партиями - арии из опер старых итальянских мастеров и испанских сарсуэл. Среди любимых оперных партий - Лукреция Борджиа (Доницетти), Манон (Пуччини), Аида и Тривиата (Верди). Певица обладает уникальным репертуаром, в котором свыше 125 оперных партий, выступает в разнообразных концертных программах. Удостоена многих почетных званий и наград, среди которых и высшая награда правительства Испании - орден Доны Изабель Ла Католика.

Величайшая оперная певица Мария де Монсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фольк (Maria de Montserrat Viviana Concepción Caballé i Folch) родилась 12 апреля 1933 года в Барселоне в небогатой семье. Ее отец был рабочим на предприятии химических удобрений, а мать подрабатывала, где могла. Девочка увлеклась пением и могла часами слушать по радио своих любимых исполнителей. В 8 лет она поступила в Барселонский Лицей. В 14 лет она начала брать уроки пения у лучших мастеров того времени. В то же время начала изучать коммерческую экспертизу, но ее отец заболел и вынужден был бросить работу. Монтсеррат должна была помогать своей семье. Продолжая учебу, она работала продавщицей, закройщицей, швеей и т.д. Одновременно находила время для занятий английским и французским языками.

Трудности в семье не прекращались, и Монтсеррат отважилась посетить семью меценатов и любителей искусства Бельтран Мата, которые благожелательно относились к молодым артистам. Эта семья предложила ей пособие (1.000 песет в месяц), чтобы она могла продолжать учебу. В 1954 Монтсеррат закочила с отличием Барселонский Лицей. В 1954 году семья Бельтран Мата порекомедовала Монтсеррат поехать в Италию, оплатив ей все расходы и предоставив рекомендательное письмо к известному баритону Раймундо Торресу. Благодаря ему, Монтсеррат послушал Сицильяни, директор театра «Maggio Fiorentino» (Флоренция), и принял в свой театр. На первом ее выступлении в зале присутствовал директор Оперного театра Базеля, который, очарованный голосом Монтсеррат, предложил ей трехлетний контракт. В 1956 году Монтсеррат уезжает в Швейцарию, где поступает в Оперный театр Базеля.

В 1959 году она входит в труппу Бременского Оперного театра. Находясь в Бремене, Монтсеррат получила приглашение для выступления в родном ей Барселонском Лицее, где она дебютировала с партией Арабеллы Штрауса. Международное признание пришло к ней в 1965 году, когда ей вдруг предложили заменить американскую певицу Мэрилин Хорн в партии Лукреции Борджиа в нью-йоркском Карнеги Холле. Прослушав почти не дыша первую арию певицы, избалованный выступлениями артистов первой величины зал посвятил прекрасной незнакомке овации в течение 20 минут.

С того дня ее судьба была предрешена: ни одно ее выступление на подмостках сцен столиц мира не прошло незамеченным. Она спела в таких исторических местах, как Большой Колонный зал Кремля, Белый дом Вашингтона, Аудитория Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, Зал Народа в Пекине. Монтсеррат награждена орденами и медалями различных стран (в их числе испанский Орден Исабель Католической, французский Орден Командора искусств и литературы, Золотая медаль Академии литературы, науки и искусства Италии), в ее активе – множество престижных международных премий. С 1974 года Монтсеррат Кабалье является Почетным Послом ООН и Послом Доброй Воли ЮНЕСКО.

Певица обладает уникальным репертуаром, в котором свыше 125 оперных партий. Она записала 40 полных опер. Идол рока Фредди Меркури написал в ее честь пьесу «Exercises in Free Love», а песня «Барселона», исполненная Меркури и Монтсеррат дуэтом на Олимпиаде в Барселоне в 1992 году стало хитом года. Уже несколько раз она делила сцену с российским тенором Николаем Басковым, который считает себя учеником великой певицы. В конце декабря состоялась премьера в Королевском Театре Мадрида оперы «Клеопатра» Жюля Массне. Партию Клеопатры исполнила Монтсеррат, ее дочь Монтсеррат Марти выступила в роли Октавии, а роль Спакоса исполнил Николай Басков.

Певица всей планеты. Юбилей Монсерат Кабалье

Голос Монсерат Кабалье звучал на открытии Олимпийских игр в ее родной Барселоне в 1992 году

12 апреля исполняется 75 лет одной из крупнейших оперных певиц ХХ века, Монсерат Кабалье. После смерти Марии Каллас именно она возглавила список выдающихся оперных певиц нашего времени.

Голос и музыкальный талант Монсерат Кабалье действительно уникальны. Ее сладкозвучное, теплое, благородной окраски сопрано отличается редким богатством тембральной и динамической нюансировки. Особенно безупречно ее пианиссимо в верхних регистрах. Все это удивляет, покоряет и убеждает. Убеждает в широчайшем диапазоне ее голоса, в огромном масштабе вокального дарования, безупречной технике бельканто. Во второй половине ХХ века Монсерат Кабалье была ведущей исполнительницей центральных женских партий в операх Верди и Доницетти в крупнейших оперных театрах мира. Как правило, вокальный и драматический образы этих партий в ее исполнении слиты, спаяны нераздельно. Ее искусство сочетает в себе две вещи, редко соединяющиеся в оперной практике: виртуознейшие фиоритуры опер Россини и Беллини и драматическую мощь музыкального театра Верди. Кабалье — певица не только высочайшего эмоционального и драматического накала, огромной страсти, но и природных изысканности и изящества, величия и достоинства, символизирующих национальные особенности испанской культуры. Недаром голос великой певицы звучал на открытии Олимпийских игр в ее родной Барселоне в 1992 году.

С Монсерат Кабалье я встретился в Лондоне во время ее последнего, прощального выступления в Королевском оперном театре Ковент-Гарден.

Во время интервью она удивила меня, заявив, что не считает себя испанской национальной певицей: «Да, я родилась в Испании. Но я одинаково люблю музыку всех стран и народов. В течение многих лет я участвую в программах ООН для беженцев, и чувствую себя гражданкой всей Земли. Я пою для всех и не чувствую себя национальной певицей — испанской, европейской или каталонской. Нет. Когда я пою в России, Южной Америке или Африке, я чувствую себя певицей всей планеты... Я начинала оперную карьеру за пределами Испании. Уехала очень молодой. Вначале отправилась в Италию на прослушивания, затем в Швейцарию, где и началась моя карьера в Базельской опере. Позднее я пела в Германии, в Бремене. И только когда я вернулась в Испанию в 1962-м или 1963-м году, начала петь в родной стране. Впрочем, я пела тогда не только в Испании; я работала в Мексике, Америке, Канаде. Так что можно сказать, что моя карьера развивалась, прежде всего, как международная».

Монсерат Кабалье — певица удивительно универсальная. Она поет в опере, в сарсуэле, исполняет камерную музыку, народные песни и даже поп-музыку, как это было в дуэте с покойным Фредди Меркури.

— Что вы предпочитаете? 
— Я одинаково люблю и оперу, и камерное пение. Когда я выступаю с оркестром в Лондоне, Париже или Нью-Йорке, я исполняю главным образом оперные арии. Камерную музыку я обычно пою в сопровождении оркестров меньших составов, как это было, к примеру, когда я исполняла музыку Генделя и Вивальди в сопровождении Мстислава Ростроповича и Джульярдского камерного оркестра. Иногда я пою немецкие лидер в сопровождении фортепиано. В общем, я это делала на протяжении всей своей карьеры. Мне всегда хотелось разнообразия — петь не только в опере и не только давать концерты оперной музыки, но и менять репертуар, музыкальный жанр и даже место исполнения. Мне всегда казалось, что это полезно не только для голоса, но и для творческого самочувствия и даже для слушателя.

Еще в начале своей оперной карьеры, в 1959 году, когда Монсерат Кабалье пела в Бременском оперном театре, она впервые исполнила партию Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского.

— Какое место занимает русская музыка в вашем репертуаре? 
— Я люблю русскую музыку; очень люблю партию Татьяны. Исполнение этой партии было важным этапом моей оперной карьеры, важным опытом сценической работы. Мне всегда казалось, что русская музыка очень близка музыке средиземноморской. Это звучит парадоксально, но это так. В ней всегда мне чувствовалось сердце, она всегда была эмоциональной, очень экспрессивной. Вы не найдете этого в англосаксонской музыке, там чувствуется совсем другой подход к человеку. И я всегда пыталась понять причину этого сходства русской музыки с музыкой Средиземноморья.

svobodanews.ru, 11.04.08

87 просмотров

Рейтинг: 0 Голосов: 0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!