Священная инквизиция
В Испании началась борьба за "святые ценности"
По распространенному заблуждению, инквизиция зародилась в Испании, где и достигла пика жестокости. На самом деле священная инквизиция, называемая также "папская", пришла из Рима и успешно распространилась до Лондона. У каждой страны был свой повод для ее появления. В Испании поводом стали иудеи.
"Если в кране нет воды..."
Народ Израилев, мягко говоря, не был окружен любовью в Испании, и началось это задолго до Католических королей. Первый указ, касающийся проживавших тогда в Испании 300.000 евреев, появился еще в 613 году и под страхом изгнания предписывал им поголовно принимать христианство. Впоследствии такие указы выходили с завидной регулярностью, а в 694 году католическая церковь даже успешно "раскрыла" страшный заговор: евреи-де собрались обратить испанцев в иудаизм. Тогда дело не пошло дальше волны конфискаций и выдворений с насиженных мест. А через 15 лет в Испанию пришли арабы, и еврейская община быстро пошла в гору.
Двухсотлетний "золотой век" испанских евреев - единственный период, когда они жили в почете и достатке - пришелся, как ни удивительно, на расцвет мавританского правления. Очевидно, иудеям было до определенной степени все равно, кто стоит у руля, поскольку они традиционно жили закрытыми общинами (нередко их кварталы были намеренно обнесены стеной), исповедовали свою веру, блюли свой календарь, держали ювелирные лавки и прочий архиважный гешефт и чувствовали себя превосходно. Вероятно, эта обособленность вкупе с вечной экономической стабильностью вне зависимости от цвета флага над городским кастильо и была причиной ненависти к ним со стороны "простого люда".
С уходом арабов для иудеев наступили черные времена. Достаточно вспомнить знаменитые погромы 1391 года, вдохновителем которых считается некто брат Феррант Мартинес, архидиакон из Эсихи. В Кордобе, например, где проживали десятки тысяч евреев, после погромов их осталось не больше тысячи. Под угрозой расправ около 200.000 иудеев в XIV-XV веках приняли христианство, став так называемыми "новыми христианами". Но для христиан "старых" они продолжали оставаться чужаками, не признающими работу в поле и почему-то не жаждущими делиться с ближним последним мешком денег. Их издевательски называли "марранос", что означало "хрюшки" (современные словари стыдливо переводят «маррано» как "скрытый иудей"). За ними откровенно шпионили в надежде уличить в приверженности прежней вере — и уличали, что заметно подогревало красноречие попов-пропагандистов, науськивавших толпу. Праведный гнев против "неверных" со стороны общественности, еще не вполне остывшей после реконкисты, с удовлетворением подхватило высшее духовенство в лице Томаса Торквемады, личности во всех отношениях незаурядной.
Инквизиция инквизиции - рознь
Фактически инквизиция, зародившаяся в XII веке в виде преследований еретиков, пришла в Испанию уже век спустя — из Франции, где к тому времени стала нормой жизни. Первым королевством, принявшим новомодные церковные нормативы, стал Арагон. То была инквизиция папская, некий прообраз возникшей два века спустя инквизиции испанской. Поводом для возникновения последней стало обнаружение в Севилье секты, в которой "новые христиане" коварно практиковали иудейские обряды.
После этого случая Торквемаде удалось наконец доказать Изабелле Кастильской "реальность" угрозы мятежа неверных и убедить ее попросить через своих послов в Риме разрешение основать в Кастилии и Арагоне органы инквизиции, подчиненные короне. В ноябре 1478 года Папа Сиксто IV наделяет испанских монархов полномочиями самостоятельно назначать инквизиторов и создавать церковные трибуналы. Первый такой трибунал прибыл в Севилью в сентябре 1480 года, и пять месяцев спустя, 6 февраля 1481 года, состоялось первое "аутодафе" (от "auto de fe" — дословно "акт веры"). Зачинщики еретиков были приговорены к смертной казни через сожжение, каковое немедленно и состоялось на севильском кемадеро (кремирующем эшафоте). Через 5 лет первые "очистительные" костры запылали в Толедо, еще через пять лет - в Каталонии.
Уникальной особенностью испанской инквизиции стала ее полная независимость от Рима. Еретиков казнили именем короля, а не Папы (другими словами, инквизиторы были уже функционерами не понтифика, а его величества). Для исполнения приговоров больше не нужно было испрашивать папского разрешения, и обжаловать приговор в Риме, как раньше, подсудимые не могли. Инквизиционный суд вершили "тройки" в составе двух судей и теолога, причем всем троим для солидности даровался дворянский титул и ряса священника. Конфискацию имущества осужденных проводили специальный налоговый инспектор и оценщик. В каждой деревне назначались комиссары из местных жителей, обязанные следить за исполнением распоряжений районных трибуналов, докладывать о подозрительных гражданах и при необходимости таковых арестовывать. Вступать в ряды инквизиции было чрезвычайно привлекательно, так как все звенья в ее цепочке пользовались полной индульгенцией. Ну, чем не Россия начала XX века?..
Устранив евреев, главную "угрозу" католической Испании, карательный орган церкви переключился на обращенных мусульман и набирающих силу протестантов, вслед за которыми пришел черед многоженцев и представителей сексуальных меньшинств. Хотя самым кровавым периодом в истории инквизиции были, безусловно, времена правления Фелипе II, в той или иной форме она просуществовала в Испании более 350 лет. Лишь в 1843 году церковные суды были полностью упразднены, и вместе с ними ушли в прошлое костры инквизиции. Будем надеяться, навсегда.
Торквемада, родись он в России, определенно мог бы зваться Распутиным. Как и знаменитый "святой черт", брат Томас был монаршим духовником, пользовался большим расположением королевы и успешно влиял на нее при решении государственных дел. От Григория Ефимовича, впрочем, его коренным образом отличало происхождение: великий инквизитор всех времен, тысячами отправлявший евреев на костры, по отцу был евреем.
Автор: Андрей Грушин
Опубликовано в газете "Комсомольская правда в Испании"
(c) 2004, Ediciones Rusas Mediana, S.L., "Комсомольская правда в Испании"