Испанская архитектура

Испанская архитектура впитала опыт зодчества разных стран и эпох: из Северной Африки заимствовала мавританский стиль, из Франции романский и готический, из Италии ренессансный. Однако каждый стиль приобретал в Испании неповторимые черты: неожиданные контрасты света и тени, чередование строгих поверхностей и пышного декора, скупо прорезанные окнами толстые стены, защищающие от солнца. В каждом регионе стили отличались друг от друга, отражая историческую разобщенность Испании. Со времен арабского владычества центром гражданских построек стал внутренний дворик (патио), обрамленный аркадами.

 "Дом раковин" XV в. в Саламанке

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (VIII-XIII вв.)

Романские церкви строили в Каталонии и вдоль пути к святыням Сантьяго. Их отличают полуциркульные арки и массивные стены с небольшим количеством узких окон. Более ранние церкви построены в дороманском или мосарабском стилях.

Церковь Сант-Климент в Таулле

МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ (VIII-XV ВВ.)

Маврами в средневековой Европе называли арабо-берберских завоевателей. Они пышно украшали интерьеры геометрическими, каллиграфическими и растительными орнаментами в технике асулехо (плитка, похожая на изразцы) или резьбы по стуку; подковообразную арку заимствовали у вестготов. Лучшие образцы мавританской архитектуры сохранились в Южной Испании.

Зал послов в Альгамбре - пример мавританского декоративного убранства

ГОТИКА (XII-XVI ВВ.)

Готика пришла из Франции в конце XII в. Полуциркульную арку сменила стрельчатая, благодаря которой своды стали выше, а окна - шире. Внешние опоры (контрфорсы) приняли на себя вес сводов, уменьшив нагрузку на стены. Поздняя («пламенеющая») готика XV в. отличалась богатством каменного резного узора. После падения Гранады (1492) получил развитие стиль исабелино, названный так в честь Изабеллы I. Между тем мавританские мастера, оставшиеся в Испании, создали смешанный христианско-мусульманский стиль мудехар, отличавшийся особой декоративностью.

Скульптурный декор над южным порталом Леонского собора посвящен библейским сюжетам.

Своды собора в Леоне, сооруженного в XIII в., опираются на ребра-нервюры; свет льется сквозь витражи тонкой работы.

Стрельчатое готическое окно.

РЕНЕССАНС (XVI в.)

Ок. 1500 г. итальянские мастера и испанцы, учившиеся в Италии, принесли в страну новый стиль - его отличали строгая симметрия, использование полуциркульной арки, а также античных ордеров. Ранний испанский ренессанс известен как стиль платереско (платеро по-испански - «ювелир»): для него характерен тонкий, словно чеканный декор, напоминающий ювелирные изделия из серебра.

Фасад дворца Каденас в Убеде - образец строгой классики

Постоялый двор Сан-Маркос в Леоне - изысканное здание в стиле платереско

БАРОККО (XVII-XVIII ВВ.)

Душаi барокко - драматизм и движение. Декор стал экстравантным, скульптура пышной, колонны витыми. Испанский вариант барокко (чурригереско) назван в честь семьи архитекторов Чурригера, однако наиболее эффектные здания этого стиля созданы их последователями.

Фасад Муниципального музея в Мадриде.

Декоративные элементы на барочном фасаде Вальядолидского университета сгруппированы вокруг портала.

МОДЕРН

Модерн ярче всего представлен в Барселоне. Каталонские архитекторы создали собственный, неповторимый язык форм.

Дом Мила (Каса Мила) в Барселоне построен в 1910 г. в стиле модерн каталонским архитектором Антонио Гауди

СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА

В последние десятилетия в испанской архитектуре функциональный подход, при котором облик здания строго отвечает его назначению, уживается с декоративным.

Башня Пикассо (Торре-де-Пикассо) в Мадриде.

29505 просмотров

Рейтинг: 0 Голосов: 0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!