Малый бизнес Испании

Малый бизнес Испании

Малый бизнес Испании начал формироваться и активно развиваться в 70-е годы. Высокие экономические показатели были достигнуты благодаря высокой степени развития малого бизнеса. Малые предприятия помогли избавить страну от безработицы, способствовали общему подъему.

Доля предприятий малого бизнеса Испании в некоторых отраслях доходит до 80 % (сельское хозяйство), в остальных отраслях - в среднем 25 - 30 % (строительство, промышленность, судостроение). Основные отрасли предприятий малого бизнеса - это, в первую очередь, агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, зерно), черная и цветная металлургия, пищевая промышленность (производство продуктов, кондитерских изделий, виноделие), строительство, туризм и т.д.

Выясним за счет чего, Испания добилась таких успехов и какие для этого условия созданы в стране.

В Испании разработано большое количество программ поддержки и развития малого бизнеса. Основное внимание испанского правительства обращено на те предприятия малого бизнеса, которые имеют высокую социальную значимость для Испании, создают рабочие места для социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, иммигрантов и т.д.), способствуют подъему слаборазвитых регионов и районов.

Также испанские власти делают акцент на развитие наукоемких отраслей, инновационных технологий, понимая их огромную значимость, как для внутреннего развития рынка, так и международного экономического сотрудничества. Значительную долю программ развития малого бизнеса занимают европейские программы, которые распространяются на многие страны Европы: Германию, Францию, Великобританию и т.д.

В Испании государство стимулирует множество организаций и фондов для поддержки малого бизнеса. Все эти организации можно разделить на две наиболее популярных и эффективных группы обществ в области содействия малому бизнесу, которые действуют не только на территории Испании, но и в других странах Евросоюза.

Первую группу составляют общества взаимного гарантирования. Эти организации обеспечивают гарантийные обязательства перед кредиторами при выдачи кредитов, в частности предоставляет собственность в качестве залогового обеспечения, или же выступают в качестве поручителей.

Во вторую группу входят общества взаимного финансирования. Эти общества непосредственно занимаются финансированием, инвестированием, субсидированием малых предприятий. Одним из таких обществ является Государственный институт официального кредитования Испании.

Помимо этого в Испании функционирует ряд организаций отстаивающих интересы малого бизнеса, такие как Ассоциация малого бизнеса и торгово-промышленная палата, сеть филиалов которых есть в каждом городе.

Как важный положительный фактор развития малого бизнеса в Испании стоит отметить минимальный уровень бюрократии. Оформить регистрацию предприятия, получить лицензию - все можно сделать за 24 часа без излишней волокиты со стороны чиновников. Причем это может сделать даже нерезидент страны. Настолько благоприятные условия существует даже не в каждой стране Евросоюза. Таким образом, даже иностранные граждане развивают сектор малого бизнеса. Несомненно, все это создает благоприятный климат для малого предпринимательства и процветания малого бизнеса.

http://stud.wiki/management/3c0b65635a3ac69b4c53a89521206c36_0.html

Малый бизнес в Испании

Средиземное море, бесстрашные матадоры, зажигательное фламенко, знаменитые музеи, для многих Испания – страна туризма, отдыха и развлечений. Однако сами испанцы большую часть своего времени проводят за работой. В том числе и на предприятиях малого бизнеса. О нем-то мы и попросили рассказать нашего сегодняшнего собеседника – руководителя центра средиземноморских и южноевропейских исследований Института Европы РАН, кандидата политических наук Андрея Ландабасо. 

– Андрей Индалесьевич, какова современная экономическая ситуация в Испании и располагает ли она к развитию малого бизнеса? Все-таки в этой стране не один год правила диктатура Франко… 

– Испания освободилась от диктатуры франкизма в 1975 году. Во все последующие годы экономика этой страны активно набирает обороты. Весомым доказательством тому служат стабильно высокие темпы роста ВВП Испании и весьма низкие инфляционные показатели. Сейчас по объемам промышленного производства страна занимает 5-е место среди государств Западной Европы. Вообще Испания, объединяющая под своей короной 17 региональных автономий, строит свою экономику на основе бюджетного федерализма. А он предполагает активное участие малого бизнеса в хозяйственной жизни государства. Не удивительно, что в этой стране на одно крупное предприятие приходится 10–20 малых (в разных сферах деятельности данный показатель варьируется). 

– Экономисты многих развитых стран все чаще говорят о грядущем или уже начавшемся процессе поглощения малого бизнеса крупным. Насколько активна эта проблема для владельцев малых предприятий Испании? 

– Испания после ее выхода из-под диктатуры еще не полностью сформировала свою экономику. А потому в этой стране крупный бизнес пока не только не поглощает мелкий, но даже не зарится на него. По оценкам аналитиков, такая угроза для малых предпринимателей Испании не станет реальной и в ближайшие десятилетия. 

– А какую поддержку со стороны государства получают владельцы малых предприятий страны? 

– В Испании не на словах, а на деле всячески поддерживают уже работающих предпринимателей и стимулируют тех, кто только собирается открыть свою фирму или компанию. Для этого в стране разработана и внедрена масса специальных программ. В частности, владельцы малых предприятий впервые 5 лет своей деятельности освобождаются от уплаты налогов и имеют право получить бессрочный кредит на развитие своего бизнеса. Эту весьма существенную помощь предпринимателям оказывает Государственный институт официального кредитования Испании. Интересы малого бизнеса в диалоге с представителями власти и профсоюзов отстаивает Ассоциация малого бизнеса, которая входит в Конфедерацию испанских предпринимателей. Весомую роль в поддержке малого бизнеса играют и торгово-промышленные палаты. В региональном отделении каждой из них начинающий предприниматель может получить лицензию, дающую право на ведение бизнеса в определенной сфере деятельности. Кстати, оформляются такие лицензии очень быстро – всего за 24 часа. А на разнообразных курсах, семинарах и консультациях, организуемых сотрудниками торгово-промышленных палат, владельцы малых предприятий Испании всегда могут повысить свой образовательный уровень, пополнив его всеми необходимыми для ведения бизнеса знаниями. В то же время контролирующая функция государственных структур в этой стране сведена к минимуму. Все это создает в Испании весьма благоприятную обстановку для развития малого предпринимательства. Не случайно по объемам производимых товаров и оказываемых услуг испанский малый бизнес вот уже на протяжении нескольких лет уверенно занимает 2–3 место среди государств Западной Европы. 

– Успехам испанского малого бизнеса можно только порадоваться (или позавидовать!). А каким характеристикам должно соответствовать предприятие этой страны, чтобы называться малым? 

– В Испании к категории малых относятся фирмы и компании с числом занятых до 100 человек. Есть в стране и такое понятие, как мелкий бизнес, к нему относятся предприятия с числом занятых менее 50 человек. Очень распространен в Испании и семейный бизнес. А так как семьи в этой стране, как правило, большие, такой бизнес чаще всего обходится без наемного персонала. 

– Какова же доля малого бизнеса Испании в различных отраслях экономики страны? 

– Очень весомая. Так, доля малого бизнеса в строительной индустрии Испании составляет 30%, в промышленности – 31%, в судостроении – чуть менее 30%, в сельском хозяйстве – 80%. При этом 60% всех посевных площадей в этой стране принадлежит предприятиям малого бизнеса. Испанский малый бизнес успешно работает в банковском секторе экономики и страховании, где его доля составляет 20%. Особенно распространены небольшие сберегательные кассы и страховые конторы в провинциальных городах и сельской местности королевства. В рыболовстве и переработке морепродуктов малый бизнес играет главенствующую роль. Почти полностью удовлетворяют потребности внутреннего рынка малые предприятия, занимающиеся переработкой сельскохозяйственного сырья, производством продуктов питания и текстиля, пошивом одежды. Имеющая давние традиции обувная промышленность страны целиком находится в руках малого бизнеса. Испания занимает первое место в мире (наряду с Италией и Францией) по производству вина. И в этом есть заслуга малых предприятий. Знаменитое на весь мир оливковое масло тоже производится на заводах малого бизнеса. В ряде регионов Испании, таких как Валенсия, Страна Басков, Каталония, Канарские острова, Наварра, особенно развит семейный бизнес, специализирующийся на производстве различных видов сыра, хлеба, кондитерских изделий, засолке определенного (а их в Испании очень много) сорта оливок. Если представить себе рынок где-нибудь на юге Испании, то здесь каждая хозяйка будет предлагать бадью оливок, засоленных особым «секретным» способом, часто передающимся из поколения в поколение. За каждой такой хозяйкой, торгующей на рынке, стоит небольшой семейный бизнес. Многое из того, что производят малые предприятия Испании, экспортируется, в том числе и в Россию. 

Испания занимает 9-е место в мире и 1-е среди государств ЕС по добыче металлосодержащего сырья. И эта отрасль испанской экономики также не обходится без участия предприятий малого бизнеса. Здесь они активно работают в подсобных и субподрядных областях. И, конечно, ведущую роль малый бизнес играет в туристической индустрии Испании. 

– Остановимся подробнее на этом виде деятельности малых предприятий. Все-таки Испания – страна туризма. 

– Гостиницы Испании, принадлежащие малому бизнесу, ежегодно принимают около 40 млн. туристов из 60 государств мира. Это – 80% иностранцев, посещающих страну. Почти половину всех отдыхающих составляют жители Германии и Великобритании, отличающиеся, как известно, своей требовательностью. Им очень нравится останавливаться именно в небольших (на 40–60 мест) семейных гостиницах, хозяевам которых удается сочетать удивительно комфортную обстановку покоя и уюта с персонифицированными условиями обслуживания постояльцев. При этом каждый такой небольшой отель имеет свои традиции и отличается от других. Не меньшей популярностью пользуются рестораны и бары, относящиеся к семейному бизнесу, меню и винные карты каждого из которых никогда не дублируют друг друга. В общей сложности на малых предприятиях Испании, занимающихся обслуживанием туристов и отдыхающих, трудится около 1 млн человек. Они создают 10,5% ВВП этой страны. 

– Многие развитые страны мира взяли на вооружение так называемую японскую модель взаимодействия между малым и крупным бизнесом. Работает ли она в Испании? 

– Работает, и весьма успешно. Особенно в области машиностроения, в автомобильной и электронной промышленности. Согласно этой модели вокруг практически каждого крупного промышленного предприятия Испании создается гибкая «плавающая» система из множества мелких фирм и компаний. Они на условиях подряда либо выпускают детали и комплектующие для предприятия-гиганта, либо просто обслуживают его. 

– Жители разных стран по-разному относятся и к возможности собственного участия в малом бизнесе, и к тем, кто является владельцем малого предприятий. Каков в этом плане менталитет испанцев? 

– Мысль об открытии собственного малого предприятия приходит в голову, наверное, каждому испанцу. Уж очень сильны в государстве ремесленные и торговые традиции. Многие из них сформировались еще в средневековых ремесленных гильдиях и в адаптированном виде сохраняются в современных торгово-промышленных палатах. К тому же в Испании быть владельцем малого предприятия весьма престижно. Интеллигенция в этой стране не так многочисленна, как, например, в России. 

Университетско-академические круги не так велики, как в других странах. Да и вообще на НИОКР в Испании всегда уделялось мало внимания. Так что средний класс тут традиционно олицетворяют владельцы малых предприятий. Именно их здесь называют «белыми воротничками» и элитой общества. Среди тех, кто посвятил себя малому бизнесу, встречаются люди самых разных возрастов. В последнее время на этом поприще все активнее проявляют себя женщины. Представительницы прекрасной половины человечества взяли в свои руки большую часть парикмахерского, швейного и кондитерского малого бизнеса. Многие испанки являются владелицами небольших гостиниц, ресторанов, баров, магазинов и мастерских. С уважением к владельцам малых предприятий относятся и представители крупного бизнеса. Ведь все они начинали свою карьеру с малого предпринимательства. 

– Отношение к малому бизнесу и условия для его развития в Испании вселяют оптимизм. А трудно ли в этой стране зарегистрировать свое предприятие? И может ли это сделать иностранец? 

– В Испании все бюрократические процедуры для представителей малого бизнеса сведены до минимума. Начинающий предприниматель получает подтверждение о регистрации своего бизнеса через 24 часа после подачи соответствующих документов. Регистрация проводится в режиме «одного окна». Любой иностранец, имеющий право на проживание и работу в Испании, может зарегистрировать свое предприятие. Для этого ему понадобится столько же времени, сколько гражданину этой страны, а открыв бизнес, он будет пользоваться теми же льготами, что и коренные жители Испании. Предыдущее правительство страны объявило о приеме 50 тысяч иностранных граждан с тем, чтобы по прибытии в Испанию они вошли в ее экономику, главным образом в малый бизнес. Иммигрантам предлагалось брать в свое управление семейные гостиницы (готовые и строящиеся) на 40–60 коек, предприятия фаст-фуда на 50–100 мест и паркинги. Активное внедрение иностранцев (в том числе и россиян) в малый бизнес Испании продолжается и сейчас. 

Беседу вела Марина Масляева, delpressa.ru, 15.05.05

303 просмотра

Рейтинг: 0 Голосов: 0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!