Триумф Антонио Гауди

Триумф Антонио Гауди

Величайшим триумфом в карьере Гауди и символом, который теперь во всем мире ассоциируется с его именем, стал собор «Саграда Фамилия» в Барселоне. И это неудивительно – ведь именно этот город архитектор любил всем сердцем и именно этому собору посвятил жизнь. А начиналось это строительство вовсе не с архитектурных идей...

Индустриальный и социальный прогресс Испании конца XIX века поставил под угрозу католическую веру, которой грозило практически полное уничтожение в сознании людей. Для укрепления и возрождения католицизма один библиотекарь Хосе Мария Бокабелья, человек глубокой религиозности, создал духовную Ассоциацию Сан Хосе. И именно ему пришла в голову идея постройки величественного собора. 

Первоначально за работу взялся архитектор Франсиско де Паула дель Вильяр, предполагая, что храм должен состоять из трех башен и визуального кругового движения для получения звучного эха. Но позже, 18 марта 1883 года, работы над собором передают 31-летнему Антонио Гауди. 

Антонио Гауди-и-Корнет — испанский архитектор, чье творчество ознаменовало высший расцвет испанского (каталонского) модерна. Родился в Реусе, принадлежал к роду потомственных каменщиков. С 1868 жил в Барселоне, где в 1873–1878 занимался в Высшей технической школе архитектуры. Попутно работал чертежником и изучал различные ремесла (столярное дело, ковку металлов и др.) в мастерской Э.Пунти. В 1878–1880 было построено и первое здание по его проекту — Каса Висенс, где Гауди использовал полихромные эффекты керамической облицовки, столь характерные для его зрелых вещей. В 1887–1900 осуществил ряд проектов и за пределами Барселоны (епископский дворец в Асторге, 1887–1893; Каса Ботинес в Леоне, 1891–1894; и др.), доходные дома Каса Батло (1904–1906) и Каса Мила. Самое известное творение Гауди — собор «Саграда Фамилия». Умер 10 июля 1926 года.

Гауди попытался придерживаться идей дель Вильяра, добавив в него свои элементы: посредством игры с прямыми солнечными лучами он заметно оживил Капитолий, быстро выстроил алтарь, когда же дело дошло до абсид, архитектор решил частично использовать готический проект своего предшественника. 

Гауди мыслил эту церковь как впечатляющую, окруженную семью капеллами с абсидами, посвященными семи скорбящим. Напротив алтаря планировалось большое крестообразное помещение с двумя дверьми напротив друг друга: одна — посвященная Рождеству, а другая — Страсти, а также планировались три башни. Учитывая перпендикулярное строение храма, получалось пять башен и выход с колоссальным монументом, ведущим на улицу Мальорка. Главной считалась молельня де ла Асунсьон и храм располагал к хорошему церковному хору, поскольку идея с эхом была продумана полностью (более тысячи голосов). 

На каждом фасаде было спроектировано по 4 башни. Всего их получилось — 12, посвященных апостолам. В центре — самая высокая башня, посвященная Господу Иисусу Христу, имеющая 170 м в высоту. Башни имеют параболическую форму и внутри них — лестницы. Несколько лет провел Гауди, изучая звуки колоколов, дабы выбрать самые лучшие. 

На входе установлено максимальное количество скульптур — так архитектор пожелал выразить свою религиозность. Фасад собора состоит из трех дверей, посвященных Вере, Надежде и Милосердию. На последней расположено генеалогическое дерево Иисуса Христа. 

Архитектора настолько поглотила мысль о соборе, что, казалось, только ею он и живет. Все время Гауди проводил на строительной площадке, а когда из-за болезни детства — суставного артрита — не смог лично присутствовать при строительстве, все его мысли все равно стремились к собору. 

Особенно трепетно Гауди относился к внутреннему убранству Храма Святого Семейства. Колонны, поддерживающие своды, символизировали апостолов и святых, которым посвящены приходские церкви всего мира. Необычна и форма колонн. Это различного виды многоугольники, которые изменяются по мере движения ввысь. Колонны напоминают гигантские деревья, на кронах которых застыл небесный свод. «Это будет, подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды», — писал Гауди. 

Башни храма заканчиваются венецианской мозаикой, которую Гауди выбрал сам. Фасад Страсти находится напротив фасада Рождества и имеет более четкие и тяжелые линии для того, чтобы подчеркнуть боль и самопожертвование Христа. Над центральным входом расположен распятый Христос, а вокруг — святые женщины. На этом фасаде выгравированы три латинских слова: veritas, vita и via — истина, жизнь и дорога. 

Но закончить свое творение архитектору помешали усилившаяся болезнь и недостаток средств для продолжения работ. А в июле 1926 года Антонио Гауди погиб под колесами трамвая. Похоронили великого архитектора в крипте собора. 

Строительство «Саграда Фамилии» продолжили ученики Гауди, потом ученики учеников. Храм постепенно достраивается. Хоть и теряя черты, присущие Гауди, он все равно остается самым впечатляющим архитектурным сооружением Испании, отразившим в своих стенах не только историю строительства, но и всю историю христианской веры. 

Когда строительство будет завершено, над Барселоной будут возвышаться 18 башен — в честь 12 апостолов, четырех евангелистов, Богоматери и Христа. Башни евангелистов будут украшать их символы, а центральную башню Христа — гигантский крест и по высоте она будет лишь на один метр ниже Монтжуика — горы, доминирующей над городом. Сам Гауди считал, что его творение — собор «Саграда Фамилия» — не должно возноситься выше горы, которую создал Бог. 

«Для него Бог был красотой, и он воплощал эту идею в своем искусстве», — сказал о Гауди архиепископ Систак.

Барселонский собор Саграда-Фамилия (Sagrada Familia), или храм Святого Семейства, может быть завершен в 2026 году, к 140-летию своего автора, Антонио Гауди, сообщает глава комитета по возведению собора Хуана Риголя (Joan Rigol).

1541 просмотр

Рейтинг: 0 Голосов: 0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!