Парк Гуэль
Гауди проектировал и руководил строительством Парк Гуэль (Parc Güell) (1900 - 1914) по заказу графа Эусеби Гуэля.
С главной смотровой площадки парка Гуэль открывается захватывающий дух вид на прекрасную Барселону
Парк Гуэль – один из героев невоплощенных игр. Павильоны в виде холмов, пещеры, фигуры экзотических, но совсем нестрашных монстров. В туннелях - сталактиты из камня, поглощающего шум. Пальмы из камня, саламандра из обломков посуды и скамейка с ортопедической спинкой.
Изначальная идея строительства жилого квартала - резиденции, города-сада в английском стиле, не осуществилась и парк перешел в собственность города в 1923 году. Особо выделяется Гипостильный зал с 84-мя колоннами, которые поддерживают огромную террасу, обрамленную волнообразной скамьей, украшенной многоцветной мозаикой. Парк Гуэль объявлен ЮНЕСКО всемирным достоянием в 1984 году.
Расположенный на одном из холмов Барселоны парк Гуэль - воистину сказочное место. Такое ощущение, что не человек, а природа создала эти мягкие, округлые своды и арки, утопающие в буйной зелени. Зал ста колонн словно построили трудолюбивые гномы, просторные высокие галереи с каменными скамьями - эльфы, «пряничные» домики - добрые феи, а на главной обзорной площадке извилистой скамьей затаился настоящий гигантский дракон. Маленькая волшебная страна, уют и романтику которой не нарушает даже постоянное присутствие толпы шумных туристов.
Парк Гуэль изначально должен был стать городком миллионеров. Дело в том, что у Антонио Гауди был хороший друг и почитатель таланта. Звали его Эусебио Гуэль. Будучи богатым человеком, он заказал Гауди построить небывалой красоты городок, со множеством террас и аллей и, конечно же, с захватывающим дух видом на любимую Барселону. Под строительство была куплена целая гора на юго-западе города, и через два года в городке появился первый житель - сам Гуэль. А еще через несколько лет ЮНЕСКО объявили парк достоянием человечества, и теперь все, кто посещает Барселону, стараются побывать в этом волшебном мире.
Все туристы в основном концентрируются около зала ста колонн либо на смотровой площадке. Отдохнуть от шума можно чуть поодаль, в тени пальм и огромных алоэ. Здесь примостились музыканты с гитарами и лютнями и художники. Повсюду журчит вода и щебечут птицы. На одной из лестниц на солнце греется знаменитая мозаичная ящерица Гауди, ставшая одним из символов города.
Парк Гуэля, названный так в честь покровителя Гауди Эусеби Гуэля, первоначально предназначался для строительства жилых домов, но по окончании строительства в 1914 году там никто не захотел жить и было принято решение сделать парк местом для экскурсий и отдыха. Но две виллы заняли сам Гауди и его меценат.
Гауди является одним из самых известных архитекторов-модернистов. Во многом ему помог известный испанский аристократ и промышленник Эусебио Гуэль, ставший заказчиком и другом архитектора. По его заказу был построен дворец Гуэль и парк-Гуэль. Последний стал воплощением популярной на рубеже XIX - XX веков идеи преобразования общества. Это настоящий город-сад на окраине Барселоны. Причудливые постройки, утопающие в зелени, принадлежали Гуэлю и самому Гауди. Парк называют шуткой гения – керамические пальмы подпирают подножие холма, камни становятся цветками, живые деревья похожи на каменную постройку.
Не забывал Гауди и о своем первом и главном меценате - доне Эусебио Гуэле. Парк Гуэль, строительство которого заняло пятнадцать лет, стал городским садом, туристической жемчужиной Барселоны и, по решению ЮНЕСКО, достоянием человечества. Там мы тоже увидим образцы смелости художника, его нежелания считаться с общепринятым: громадного дракона на развилке пышно украшенной лестницы, дома и павильоны, похожие на гребнистые раковины, знаменитые колонны зала Гипостиль, пешеходную дорожку под сводами, будто вырастающими из скалы.
В 1900 году, задолго до появления Каса-Мила и особняка Ла Педрера, Гауди получил заказ на создание жилого квартала. Безумная идея пришла в голову одному меценату, жившему в то время в Барселоне. Богатый граф де Гуэль решил создать маленький город, полностью застроенный домами работы Гауди. Место было выбрано заранее - район Монте Пелада, т.е. "Лысая гора". В проекте значилось 60 домов, а будущим жильцам был обещан новый динамичный ритм жизни. Затея стоила огромных денег. Ведь Гауди для своих зданий использовал только дорогостоящие материалы. Но де Гуэль не скупился. Лысая гора, прозванная так из-за скудной растительности и вообще безлюдности места, стала приобретать новые черты.
Вся территория нового квартала была опоясана волнообразной стеной. Главный вход венчали кованые ворота. С обеих сторон от них располагались два павильона из цветной керамики. Один из них предназначался для привратника, другой - для администрации. По замыслу Гауди, центральная часть квартала должна была стать царством воды, которое начиналось с небольшого фонтана и, минуя купающуюся в брызгах ящерицу, заканчивалось залом "Ста колонн". Это символичное название. На самом деле колонн 86. Делая свод зала, Гауди несколько отступил от своего правила - использовать только дорогие материалы. Для внутренней отделки свода он использует осколки бутылочного стекла, тарелок и лишь в незначительной степени керамику. Внешняя часть свода представляла собой довольно большую площадку, которую обвивает пестрая лента мозаичного ограждения. Это символ змеи-хранительницы вод. Ограждение является одновременно и украшением, и длинной скамьей. Выбирая наиболее удобную форму сидения и спинки, Гауди просил одного из рабочих садиться обнаженным на гипсовую отливку. Потом по полученному оттиску строил все сидение.
С крыши "Зала ста колонн" открывается вид на весь комплекс.
Возможно, здесь действительно могла бы начаться новая динамичная жизнь, как планировал граф де Гуэль. Но, к сожалению, особой популярностью место не пользовалось. Продано было всего два участка. Один из которых купил сам Гауди. А другой - его друг доктор Альфонсо Триас.
Впрочем, непопулярность Парка не сильно беспокоила Гауди. Он уже был полностью поглощен работой над главным проектом своей жизни - возведением собора Саграда Фамилиа.